\

Плохая память у ребенка препараты

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто.

Витамины, улучшающие память

Если ноотропы повышают обмен веществ в клетках  и  ускоряют проводимость нервных импульсов, то сосудистые препараты нейропротекторное действие реализуют через улучшение мозгового кровообращения.

Много лет применяется, как средство для повышения мозгового кровотока. Показанием к назначению являются начальные проявления атерокслероза сосудов. Препарат можно применять людям пожилым при забывчивости, ослаблении концентрации внимания. Таблетки применяются в течение нескольких месяцев.

Препараты для улучшения памяти и работы  мозга — усиливается микроциркуляция, снижается вязкость крови, улучшается обеспечение мозга кислородом. Показанием к использованию являются хроническая недостаточность кровообращения, нарушение памяти, интеллекта, транзиторные ишемические атаки, головокружения, нарушения слуха, постинсультные состояния, травмы головного мозга.

В состав лекарства  входят  пирацетам и циннаризин. В результате приема комбинированного средства  улучшается клеточный метаболизм ткани мозга при одновременном расширении сосудистой системы. Фезам применяется при начальных формах атеросклероза сосудов у относительно молодых людей, у пожилых — при жалобах на плохую память, у подростков при ухудшении способности к обучению.

Трентал (агапурин)

За счет активного вещества пентоксифиллина трентал расширяет мозговые сосуды, усиливает микроциркуляцию, обеспечивая питанием, кислородом, энергией нейроны мозга. Подобный же эффект наблюдается в коронарных и периферических сосудах. Как и другие сосудорасширяющие препараты, трентал восстанавливает и улучшает память.

Препараты на основе  экстрактов из листьев Гинкго-билоба очень широко используются для повышения памяти за счет усиления микроциркуляции, повышения синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), снабжения тканей  кислородом, уменьшения вязкости крови. Действие препарата распространяется на всю сосудистую систему организма: мозговых и коронарных артерий, сосудов конечностей и внутренних органов.

Заметить проблемы с памятью у маленького ребенка можно по тому, как он запоминает стишки, насколько он осваивает игры с другими детьми, как выступает в детском саду на праздниках. В школе еще более определенными становятся проблемы с обучением и запоминанием.

Никогда самостоятельно или по совету знакомых не давайте ребенку никаких лекарств. Причины  нарушений памяти должен определить детский невролог. Проводится лечение теми же лекарственными препаратами, что и у взрослых. В детской практике рекомендуется применять ограниченный перечень ноотропных лекарств: пантогам, пикамилон, глицин, кортексин, семакс, сермион.  Большее внимание уделяется массажу, остеопатии, лечебным ваннам, закаливанию.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга в большом ассортименте представлены на фармакологическом рынке. Небольшую часть из них допускается принимать самостоятельно, если причины ее снижения вызваны умственными перегрузками, хронической стрессовой ситуацией дома или на работе, пожилым возрастом.

Ну а в одной из следующих статей мы узнаем, какие витамины любит наш мозг и как витамины помогают улучшить память.

Всегда на связи, Наталия Богоявленская

loading…

Наиболее известные и эффективные препараты, улучшающие внимание и память, нижеследующие:

  1. Интеллан.
  2. Пирацетам.
  3. Глицин.
  4. Мемоплант.
  5. Витрум мемори.
  6. Фенотропил.
  7. Танакан.
  8. Пантогам.

Рассмотрим подробнее каждое из лекарственных средств.

[3], [4], [5]

Интеллан

Форма выпуска: данный препарат, улучшающий память выпускается в виде капсул (по 20 штук в упаковке) или сиропа (флакон, вместимостью 90 мл).

Состав:

  • в одной капсуле содержится – экстракта листьев гинкго билоба (50 мг), экстракта травы центеллы азиатской (120 мг), экстракта травы херпестиса монниерра (20 мг), экстракта плодов кориандра посевного (50 мг), экстракта плодов амомума шиловидного (50 мг), экстракта плодов эмблики лекарственной (110 мг).
  • в десяти мл сиропа содержится – густого экстракта листьев гинкго билоба (50 мг), густого экстракта травы центеллы азиатской (100 мг), густого экстракта травы херпестиса монниерра (10 мг), густого экстракта плодов кориандра посевного (30 мг), густого экстракта плодов амомума шиловидного (30 мг), густого экстракта плодов эмблики лекарственной (40 мг).

Показания к применению — предназначен для стимуляции мозговой активности в следующих случаях:

  • нарушение кровообращения в сосудах головного мозга;
  • ухудшение качества памяти и снижение концентрации внимания;
  • понижение интеллектуальных способностей;
  • сильные или продолжительные стрессовые ситуации;
  • астенические состояния, психогенной и невротической природы;
  • постоянное нервное и физическое напряжение, хроническая усталость;
  • депрессивные и тревожные состояния подострого характера;
  • головокружения и шум в ушах, вызванные нейросенсорными изменениями;
  • также препарат может использоваться в комплексной терапии для улучшения состояния детей при задержке психического развития.

Противопоказания:

  • сахарный диабет I и II типа,
  • экссудативный диатез,
  • индивидуальная непереносимость некоторых или всех составляющих лекарственного средства;
  • не рекомендуется к применению беременным женщинам и матерям в лактационный период,
  • запрещено использовать детям до трёх лет.

Способ применения и дозировка:

  • взрослым показано принимать одну капсулу или две чайные ложки сиропа два раза в сутки;
  • детям от трёх до пятнадцати лет показано принимать сироп в количестве одной чайной ложки в сутки.
  • препарат принимается после еды.

Побочные эффекты:

  • может возникнуть бессонница, если препарат использовать в вечернее время перед сном;
  • в некоторых случаях наблюдаются аллергические реакции на компоненты лекарственного средства.

Пирацетам

Форма выпуска: данный препарат, улучшающий память производится в ампулах, таблетках и капсулах.

Состав: активное действующее вещество – пирацетам.

Показания к применению:

  • нарушения кровообращения в сосудах головного мозга при проявлениях хронической церебральной сосудистой недостаточности;
  • нарушения памяти и внимания, интеллектуальных процессов, речевой сферы;
  • появление головокружений и головных болей;
  • при пониженной двигательной и психической активности больных;
  • при нарушении эмоционально-волевой сферы пациентов (депрессий, астенических состояний, ипохондрии);
  • при нарушении обменных процессов;
  • снижении энергетических запасов организма;
  • пациентам детского возраста препарат показан для ускорения процесса обучения с целью улучшить качество процессов мышления, запоминание и воспроизведение материала, концентрацию внимания;
  • в детском возрасте – от одного года — препарат применяется для ликвидации последствий перинатальных травм мозга, а также при олигофрении, задержке умственного развития и детском церебральном параличе.

Противопоказания: данный препарат, улучшающий память нельзя применять в случае:

  • тяжёлой почечной недостаточности у взрослых;
  • острой почечной недостаточности у детей, на фоне имеющегося сахарного диабета;
  • беременности;
  • лактационном периоде у женщин;
  • при наличии аллергических реакций на различные пищевые эссенции и промышленные фруктовые соки;
  • повышенной индивидуальной чувствительности к активному веществу препарата.
  • таблетки и капсулы применяются после приёма еды;
  • дозировка препарата назначается врачом в соответствии с возрастным периодом пациента, а также основной проблематикой, которая вызвала нарушение памяти.

trusted-source

Побочные эффекты:

  • нарушения сна в виде бессонницы;
  • появление повышенной раздражительности или беспокойства;
  • обострение сердечной недостаточности у больных преклонного возраста;
  • обострение нарушений функции желудочно-кишечного тракта у пожилых больных.

Глицин

Форма выпуска: данный препарат, улучшающий память, производится в виде таблеток для рассасывания под языком.

Состав: активное действующее вещество – глицин.

Действие препарата:

  • глицин относится к лекарственным средствам метаболической группы, которые оказывают влияние на регуляцию обмена веществ;
  • способствует нормализации и стимуляции процессов торможения в ЦНС;
  • влияет на уменьшение психического и эмоционального напряжения, а также агрессивности и конфликтности;
  • повышает уровень приспособляемости человека к общественным нормам, улучшает социальное поведение;
  • способствует повышению эффективности умственного труда и стимулирует работоспособность;
  • улучшает настроение;
  • нормализует проблемы с засыпанием и ночными бессонницами;
  • улучшает качество работы сосудистой системы, снижает вегето-сосудистые расстройства;
  • улучшает функционирования мозга и центральной нервной системы после ишемических инсультов, черепно-мозговых травм, алкогольной лекарственной интоксикации.
  • понижение качества умственной эффективности и работоспособности;
  • нахождение в длительных и сильных стрессовых ситуациях;
  • отличающиеся от нормы виды поведенческих реакций в детском и подростковом возрасте, девиантное поведение;
  • повышенная возбудимость и эмоциональная лабильность;
  • невротические состояния и неврозы;
  • ухудшение качества сна;
  • расстройства памяти и ухудшение концентрации внимания

Противопоказания:

  • в некоторых случаях может наблюдаться повышенная чувствительность к активному веществу препарата.
  • препарат располагается под языком и находится во рту до полного рассасывания;
  • дозировка препарата, улучшающего память назначается в каждом конкретном случае после консультации со специалистом.

Побочные эффекты:

  • появление шума в ушах;
  • возникновение аллергических реакций;
  • появление излишней сонливости.

Мемоплант

Форма выпуска: данный препарат, улучшающий память, производится в таблетках, гомеопатическое лекарственное средство.

Состав: активный действующий компонент – сухой экстракт листьев гинкго двухлопастного.

  • препарат обладает способностью улучшать кровообращение в мозге, а также периферическое кровообращение;
  • органические нарушения кровообращения в головном мозге вследствие возрастных изменений;
  • вытекающие из негативных изменений в кровообращении изменения памяти, ухудшение возможности концентрироваться, понижение интеллектуальных способностей;
  • стабильно плохое настроение и негативный эмоциональный фон;
  • появившееся головокружение и шум в ушах, возникновение головных болей.

Плохая память у ребенка препараты

Противопоказания:

  • наличие эрозивного гастрита,
  • наличие язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в самой острой стадии;
  • явления гипокоагуляции;
  • наличие нарушений кровообращения головного мозга в острых формах;
  • инфаркт миокарда в острой стадии;
  • возраст пациентов до двенадцати лет, поскольку данных о действии препарата на детей ещё полноценно не получено;
  • период беременности и лактации у матери, вследствие недостаточной изученности действия лекарственного средства;
  • непереносимость активных компонентов препарата.
  • лекарственное средство принимается без привязки к приёму пищи;
  • таблетку не стоит разжёвывать, после проглатывания запить небольшим количеством воды;
  • дозировка назначается лечащим врачом после проведённой консультации.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.

Плохая память у ребенка препараты

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто «живчик», постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, «Джунгли». Какие-то «серьезные» медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна — тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Кратковременная память

Кратковременная память, осуществляющая анализ информации, поступающей от различных органов чувств, и ее обработку, реализуется при участии синаптических контактов. Это кажется очевидным, поскольку время, в течение которого осуществляются эти процессы, несоизмеримо со временем синтеза новых макромолекул.

Процесс консолидации занимает более длительное время и не вмещается в строго определенный интервал (продолжаясь от нескольких минут до нескольких суток). Вероятно, на длительность этого периода влияет как качество информации, так и состояние мозга. Информация, которую мозг сочтет несущественной, не подвергается консолидации и исчезает из памяти.

Остается загадкой, как решается вопрос о ценности информации и каковы реальные нейрохимические механизмы процесса консолидации. Сама длительность процесса консолидации позволяет считать, что он является постоянным состоянием мозга, непрерывно осуществляющим «мыслительный процесс». Разнообразный характер информации, поступающей в мозг для анализа, и широкий спектр разных по механизму действия ингибиторов процесса консолидации позволяют предполагать, что на этом этапе во взаимодействие вовлекаются разнообразные нейрохимические механизмы.

Применение соединений, указанных в таблице в качестве ингибиторов процесса консолидации, вызывает у подопытных животных амнезию (потерю памяти) — неспособность воспроизвести выработанный поведенческий навык или предъявить для использования полученную информацию.

Интересно, что некоторые ингибиторы проявляют свое действие после предъявления запоминаемой информации (ретроградная амнезия), а другие — при применении в предшествующий этому период (антероградная амнезия). Широко известны эксперименты по обучению цыплят отличать зерно от несъедобных, но похожих по размеру объектов.

Введение в мозг цыплят ингибитора белкового синтеза циклогексимида не мешало процессу обучения, но полностью предотвращало закрепление навыка. Напротив, введение ингибиторов Nа-насоса (Nа/К-АТФазы) уабаина полностью тормозило процесс обучения, не оказывая влияния на уже сформированные навыки. Это означает, что Nа-насос вовлечен в формирование кратковременной памяти, но не участвует в процессах консолидации.

Следовательно, обучение в период формирования кратковременной памяти включает в себя активацию определенных нейронов, а консолидация — создание долговременных межнейронных сетей, для закрепления взаимодействия в которых необходим синтез специальных белков. Не следует ожидать, что эти белки будут носителями конкретной информации, их образование может быть «всего лишь» побудительным фактором для активации межнейронных связей.

В то же время понятно, что за созданием стойкого навыка стоит способность популяции нейронов формировать сеть, в которой передача сигнала становится наиболее вероятной, и эта способность мозга может сохраняться длительное время. Наличие одной такой межнейронной сети не мешает Нейронам вовлекаться в аналогичные иные сети.

Обучаемость тесно связана со способностью к пластичности — способности синаптических контактов к функциональным перестройкам, происходящим в процессе функционирования, направленным на синхронизацию нейрональной активности и создание межнейронных сетей. Проявление пластичности сопровождается синтезом специфических белков, выполняющих известные (например, рецепторные) или неизвестные функции.

Одним из участников реализации этой программы является белок S-100, относящийся к аннексинам и обнаруживаемый в мозге в особенно больших количествах (он получил свое название от способности оставаться растворимым при 100-процентном насыщении сульфатом аммония при нейтральных значениях pH). Его содержание в мозге на несколько порядков больше, чем в других тканях.

Он аккумулируется преимущественно в клетках глии и обнаруживается вблизи синаптических контактов. Содержание белка S-100 в мозге начинает увеличиваться через 1 ч после обучения и достигает максимума через 3-6 ч, оставаясь на высоком уровне в течение нескольких суток. Введение антител к этому белку в желудочки мозга крыс нарушает обучаемость животных. Все это позволяет считать белок S-100 участником создания межнейронных сетей.

Как улучшить кратковременную память? замечательным помощником в этом может стать применение дидактических карточек для развития способности к запоминанию информации. Дидактические карточки, используемые в играх, оказывают стимулирующее действие на мозговую активность и способствуют улучшению памяти.

Приведем несложное упражнение из числа предназначенных для достижения цели подразумевающей то, как улучшить кратковременную память.

На подносе раскладывается несколько предметов. Их нужно запомнить, после чего они накрываются тканью. Задание состоит в том, что необходимо написать список всех тех вещей, которые отложились в памяти. После этого ткань убирается, и список сравнивается с тем сколько и какие именно предметы находятся на подносе.

Еще одной полезной рекомендацией может стать то, что необходимо стремиться уделять достаточное внимание деталям, быть собранными и сосредоточенными, чтобы не погружаться в то состояние когда все действия выполняются бездумно, так сказать, «автоматически», не вникая в суть происходящего.

Правильное питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства — далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое — достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Плохая память у ребенка препараты

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Включите в свой ежедневный рацион фрукты, постное мясо, овощи и яйца. По словам диетологов, яйца помогают нервным клеткам сжигать глюкозу благодаря содержанию в них витамина В, также яйца насыщены антиоксидантами, защищающими организм от повреждения и омега-3 жирными кислотами, которые важны для поддержания работы нервных клеток. Особенно важен завтрак – утренний приём пищи даёт прилив сил и энергии, которая нужна для поддержания работоспособности на протяжении всего дня.

Молекулярные механизмы пластичности нервной системы

Пластичность нервной системы определяется как способность нейронов воспринимать сигналы внешней среды, изменяющие жесткий детерминизм генома. Пластичность подразумевает возможность изменения функциональной программы взаимодействия нейронов в ответ на изменения внешней среды.

Молекулярные механизмы пластичности многообразны. Рассмотрим основные из них на примере глутаматергической системы. В глутаматергическом синапсе одновременно обнаруживаются различные по свойствам рецепторы — как ионотропные, так и метаботропные. Высвобождение глутамата в синаптическую щель в процессе возбуждения приводит к активации каинатных и АМРА-активируемых ионотропных рецепторов, вызывающих деполяризацию постсинаптической мембраны.

При величине трансмембранного потенциала, соответствующей величине потенциала покоя, NМDА-рецепторы не активируются глутаматом вследствие того, что их ионные каналы блокированы. По этой причине NМDА-рецепторы не имеют шанса для первоочередной активации. Однако при начинающейся деполяризации синаптической мембраны ионы магния удаляются из участка связывания, что резко повышает сродство рецептора к глутамату.

Активация ЫNМDА-рецепторов вызывает вход кальция в постсинаптическую зону через ионный канал, принадлежащий молекуле NМDА-рецептора. Вход кальция наблюдается также и через потенциалзависимые Са-каналы, активируемые вследствие работы каинатных и АМРА-глутаматных рецепторов. В результате совокупности этих процессов в примембранных областях постсинаптической зоны увеличивается содержание ионов кальция.

Этот сигнал слишком слаб, чтобы изменить активность многочисленных ферментов, чувствительных к ионам кальция, но достаточно значителен, чтобы активировать примембранную фосфолипазу С, субстратом которой является фосфоинозит, и вызвать накопление инозитолфосфатов и активацию инозитол-3-фосфатзависимого высвобождения кальция из эндоплазматического ретикулума.

страх

Таким образом, активация ионотропных рецепторов не только вызывает в постсинаптической зоне деполяризацию мембраны, но и создает условия для существенного повышения концентрации ионизированного кальция. Тем временем глутамат активирует в синаптической области и метаботропные рецепторы. В результате возникает возможность приводить в действие соответствующие G-белки, «привязанные» к различным эффекторным системам.

Более того, на пресинаптической мембране также локализованы глутаматные рецепторы, которые тоже имеют шанс взаимодействовать с глутаматом. Метаботропные рецепторы этой области синапса связаны с активацией системы удаления глутамата из синаптической щели, работающей по принципу обратного захвата глутамата. Этот процесс зависит от активности Nа-насоса, поскольку является вторичноактивным транспортом.

Активация имеющихся на пресинаптической мембране NМDА-рецепторов также вызывает повышение уровня ионизированного кальция в пресинаптической области синаптического окончания. Накопление ионов кальция синхронизует слияние синаптических везикул с мембраной, ускоряя высвобождение медиатора в синаптическую щель.

Когда в синапс приходит серия возбуждающих импульсов и общая концентрация свободных ионов кальция оказывается стойко повышенной, может наблюдаться активация Са-зависимой протеиназы кальпаина, который расщепляет один из структурных белков фодрин, маскирующий глутаматные рецепторы и предотвращающий их взаимодействие с глутаматом.

Таким образом, высвобождение медиатора в синаптическую щель при возбуждении предоставляет разнообразные возможности, реализация которых может привести к усилению или торможению сигнала, или к его выбраковке: синапс работает по многовариантному принципу, и реализуемый в каждый момент путь зависит от множества разнообразных факторов.

В числе этих возможностей — самонастройка синапса на наилучшую передачу сигнала, который оказался усиленным. Такой процесс носит название долговременной потенциации (Longterm potentiation, LTP). Он заключается в том, что при длительном высокочастотном раздражении ответы нервной клетки на приходящие импульсы оказываются усиленными.

Это явление представляет собой одну из сторон пластичности, в основе которой лежит молекулярная память нейрональной клетки. Период долговременной потенциации сопровождается повышенным фосфорилированием определенных нейрональных белков специфическими протеинкиназами. Одним из результатов увеличения уровня ионов кальция в клетке является активация Са-зависимых ферментов (кальпаина, фосфолипаз, Са-кальмодулинзависимых протеинкиназ).

Важным, но не единственным результатом накопления свободных радикалов в нейрональной клетке является активация так называемых генов раннего ответа. Этот процесс является наиболее ранним и скоропреходящим ответом клеточного ядра на сигнал свободных радикалов, активация этих генов наступает через 5-10 мин и продолжается несколько часов.

Активация генов немедленного ответа происходит при участии ядерного фактора NF-кВ, который должен ДЛЯ реализации своего действия проникнуть в ядро через ядерную мембрану. Его проникновению препятствует то обстоятельство, что этот фактор, представляющий собою димер из двух белков (р50 и р65), в цитоплазме находится в комплексе с белковым ингибитором и не способен проникать в ядро.

Ингибиторный белок является субстратом для фосфорилирования специфической протеинкиназой, после чего диссоциирует от комплекса, что открывает дорогу для NF-кВ В ядро. Активирующим кофактором протеинкиназы является пероксид водорода, поэтому волна свободных радикалов, захватывая клетку, вызывает ряд описанных выше процессов, приводящих к активации генов раннего ответа.

Активация c-fos может также вызывать синтез нейротрофинов и образование нейритов и новых синапсов. Долговременная потенциация, вызываемая высокочастотной стимуляцией гиппокампа, приводит к активации zif/268, кодирующего Zn-чувствительный ДНК-связывающий белок. Антагонисты NMDA-рецепторов блокируют долговременную потенциацию и актвиацию zif/268.

Одним из первых, кто предпринял в 1949 г. попытку разобраться в механизме анализа информации в мозге и выработать стратегию поведения, был С. О. Хебб. Он высказал мысль о том, что для выполнения этих задач в мозге должна образовываться функциональная ассоциация нейронов — локальная межнейронная сеть.

Уточнил и углубил эти представления М. Розенблат (1961), сформулировавший гипотезу «Unsupervised correlation base learning». Согласно развиваемым им представлениям, в случае генерации серии разрядов нейроны могут синхронизироваться за счет ассоциации определенных (зачастую морфологически удаленных друг от друга) клеток путем самонастраивания.

Современная нейрохимия подтверждает возможность такой самонастройки нейронов на общую частоту, объясняя функциональное значение серий возбуждающих «разрядов» для .создания межнейронных цепей. Использовав аналог глутамата с флуоресцентной меткой и вооружившись современной техникой, удалось показать, что даже при стимуляции одного синапса возбуждение может распространяться и на достаточно удаленные синаптические структуры за счет образования так называемой глутаматной волны.

Кроме глутаматергической системы, имеющей прямое отношение к процессам обучения (запоминания), другие системы мозга также участвуют в формировании памяти. Известно, что способность к обучению обнаруживает положительную корреляцию с активностью холинацетил-трансферазы и отрицательную — с ферментом, гидролизующим этот медиатор — ацетилхолинэстеразой. Ингибиторы холинацетилтрансферазы нарушают процесс обучения, а ингибиторы холинэстеразы способствуют выработке оборонительных рефлексов.

В формировании памяти принимают участие и биогенные амины — норадреналин и серотонин. При выработке условных рефлексов с отрицательным (электроболевым) подкреплением происходит активация норадренергической системы, а при положительном (пищевом) подкреплении скорость метаболизма норадреналина снижается.

Серотонин, напротив, облегчает выработку навыков в условиях положительного подкрепления и отрицательно воздействует на формирование оборонительной реакции. Таким образом, в процессе консолидации памяти серотонинергическая и норадреналинергическая системы являются своего рода антагонистами, и нарушения, вызываемые избыточным накоплением серотонина, по-видимому, могут быть компенсированы активацией норадренергической системы.

Участие дофамина в регуляции процессов памяти имеет многофакторную природу. С одной стороны, выявлено, что он может стимулировать выработку условных рефлексов с отрицательным подкреплением. С другой стороны, он снижает фосфорилирование нейрональных белков (например, белка В-50) и индуцирует обмен фосфоинозитцдов. Можно полагать, что дофаминергическая система участвует в консолидации памяти.

Нейропептиды, выделяющиеся в синапсе в процессе возбуждения, также вовлекаются в процессы формирования памяти. Вазоактивный интестинальный пептид увеличивает сродство холинорецепторов к медиатору в несколько тысяч раз, способствуя функционированию холинергической системы. Гормон вазопрессин, выделяющийся из задней доли гипофиза, синтезируемый в супраоптических ядрах гипоталамуса, аксональным током переносится в заднюю долю гипофиза, где хранится в синаптических везикулах, и оттуда выделяется в кровь.

Этот гормон, а также гипофизарный адренокортикотропный гормон (АКТГ) постоянно функционируют в мозге в качестве регуляторов процессов памяти. Следует подчеркнуть, что этот эффект отличается от их гормональной активности — фрагменты данных соединений, лишенные этой активности, оказывают такое же воздействие на процесс обучения, как и целые молекулы.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью — это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное — в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно — заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность — вот залог успешного развития ребенка.

Сильный мозг

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Немного вина во время ужина

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение «век живи — век учись» на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Во время вечерней трапезы насладитесь бокалом вина, таким образом вы сможете уменьшить количество пробелов в памяти. Не больше семи доз спиртного в неделю стимулирует работу мозга.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Усиленная работа мозга

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети — не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Ранний возраст

Память у детей синкретична, и это главная ее особенность. Другими словами, ребенок воспринимает мир в полном его объеме: действия, предметы, эмоции и образы связаны друг с другом неразрывно. При этом полученные ребенком впечатления выглядят намного ярче, нежели у взрослых, что позволяет памяти быть долговременной. Способность запоминать у ребенка тоже заметно выше. И снова, это продиктовано неразрывным союзом с эмоциями.

Детская память является настоящим даром. Его получает каждый из нас в самом начале своего пути по дороге жизни. Главное – не упустить возможность воспользоваться даром сполна. Дети, получая невероятное количество информации, формируют собственное мировосприятие и мировоззрение, которое остается с ними на всю жизнь.

Иногда бывает и так — родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители — нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет — прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям.

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка — ее требуется подпитывать.

Парень учит уроки

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное — заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или еще – для того чтобы запомнить последовательность планет в Солнечной системе, начиная от самой дальней и к ближайшей к Солнцу, можно воспользоваться мнемограммой: «Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу Зная Венеру Меркурий». Техникой мнемограмм можно воспользоваться для запоминания самых различных вещей: от правил грамматики и правописания русского языка, телефонных номеров, иностранных слов, до последовательности цифр в числе Пи.

Хорошие результаты в плане того как улучшить память с помощью упражнений, может принести регулярное изучение наизусть небольшого текстового фрагмента, будь то в прозе, либо же стихотворение. Важным моментом тут является не зазубривать автоматически и бездумно, необходимо вникать в смысл, содержащийся в нем. Вначале для запоминания может потребоваться неоднократное повторение, но впоследствии необходимое количество повторений уменьшится.

Улучшить память можно также с использованием, так называемого, фотографического метода. Для этого требуется на 5 секунд сфокусировать все внимание на нужном предмете, чтобы зафиксировать его образ. Далее в следующий пятисекундный отрезок времен, сделав вдох и задерживая дыхание, с закрытыми глазами, необходимо вызвать в памяти этот образ.

Потом, вместе с выдохом, нужно дать ему полностью раствориться, абсолютно уйти из мыслей. Такой вид тренировки памяти следует повторять в разное время суток, с различными предметами, и с разной ритмичностью. Применять методику фотографирования нужно по 15 минут от двух раз в день, начиная с 5 упражнений в течение дня и со временем дойдя до 50 их повторений.

Милдронат

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

https://www.youtube.com/watch?v=ir6IGfl_ve4

Также можно применить методику «Коробочка». Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечебные знания живой природы
Adblock
detector